[греч. ᾿Ιωαννίκιος ὁ Μέγας] (753/4, по др. данным, 762, Вифиния - 3.11.846, мон-рь Антидион (на Олимпе Вифинском)), прп. (пам. 3 и 4 нояб.).
Основные сведения об И. В. содержатся в 2 Житиях: 1-е (BHG, N 936), сохранившееся в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. gr. 303. Fol. 304-353), создано до 14 июня 847 г. (кончины патриарха Костантинопольского святителя Мефодия) Петром, мон. мон-ря Агавр, лично знавшим И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 68); 2-е (BHG, N 935), написанное по поручению игумена мон-ря Антидион Иосифа мон. Саввой, также заявлявшем о личном знакомстве с И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 44), дошло в большем количестве списков, древнейшим из к-рых является кодекс б-ки Cтудийского мон-ря 1-й четв. X в. Vat. gr. 1669 (см.: Matantseva T. Le Vaticanus graecus 1669, ménologe prémétaphrastique de novembre // Scriptorium. 1996. Vol. 50. N 1. P. 106-113). Соотношения между этими памятниками являются предметом научной полемики. Большинство исследователей (Э. фон Добшюц, С. Манго, Д. Е. Афиногенов и др.) склонны полагать, что Житие, написанное мон. Саввой, представляет собой переработку Жития авторства мон. Петра, куда под личным контролем патриарха свт. Мефодия была внесена идеологическая правка (в первую очередь устранены полемические выпады против студитов) в период 1-го Патриаршества свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (847-858). Т. о., несмотря на то что мон. Савва в основном дает весьма точные хронологические указания (иногда ошибочные, напр. датирует битву при Маркеллах (792), упомянутую в Житии, 796 г., чтобы защитить И. В. от возможного обвинения в дезертирстве, т. к. в этот период святой оставил военную службу, чтобы посвятить себя духовной жизни. Подробный анализ см. в статье С. Манго), Житие, составленное мон. Петром, представляет собой значительно более достоверный источник, поскольку мон. Петр в изложении опирался преимущественно на рассказы Евстратия Агаврского, сопровождавшего И. В. на протяжении десятилетий (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 12, 62). В ряде случаев из-за расхождений между сведениями мон. Саввы и мон. Петра те или иные события жизни И. В. (напр., год рождения) однозначно датировать невозможно. Согласно гипотезе А. П. Каждана, Жития созданы независимо друг от друга и каждое по-своему отражает предание о святом, в то время как различия в полемической направленности объясняются политическими взглядами авторов.
Прп. Симеон Метафраст для переработки Жития И. В. (BHG, N 937) использовал Житие, составленное мон. Саввой.
Среди др. источников можно назвать 1) каноны, в акростихе одного из которых читается имя патриарха Мефодия («᾿Ιωαννκίῳ πατρ χριστοφόρῳ πατριάρχης Μεθόδιος» - «Христоносному отцу Иоанникию патриарх Мефодий» (см.: Παναγιωτόπουλος ᾿Ι. ᾿Α. ῾Ο οἰκουμενικὸς πατριάρχης Μεθόδιος Α´ ὁ ῾Ομολογητὴς (843-847) κα τὸ ἔργο τοῦ. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 378-379); 2) сочинения прп. Феодора Студита (№ 461, адресованное И. В., № 490 - отшельнику Феоктисту, а также «Малое Оглашение»), дающие представление об отношениях в среде иконопочитателей в нач. 20-х гг. IX в.; 3) агиографические сочинения (Житие Михаила Синкелла, Житие Игнатия и др.); 4) источники, посвященные «великой чистке» патриарха Мефодия («Повесть о прощении Феофила» и сочинения Мефодия - см.: Афиногенов Д. Е. Патриаршество свт. Мефодия I (843-847): Борьба за преемственность в Византийской церкви // ВВ. 1997. Т. 57. С. 130-156).
Родовое имя И. В. Воила (Βοιλᾶς) известно также по другим источникам и, вероятно, имеет болгарское происхождение (Winkelmann F. Quellenstudien zur herrschenden Klasse von Byzanz im 8. und 9. Jh. B., 1987. S. 150-151, 182, 202. (BBA; 54)). И. В. род. в вифинской дер. Марикату в крестьянской семье. С детства его жизнь была наполнена чудесными событиями: напр., он мог на целый день оставить стадо свиней без присмотра, лишь запечатлев его крестным знамением, но вечером всегда находил свиней в целости и сохранности. И. В. был высокого роста и обладал огромной силой. Достигнув совершеннолетия (ок. 780/1 или ок. 772/3), он начал военную карьеру в К-поле и поступил на службу в тагму экскувитов (дворцовую стражу). По сообщению мон. Саввы, И. В. был воспитан в иконоборческой среде, однако спустя несколько лет после восстановления иконопочитания (787) он благодаря чудесной встрече с неким старцем раскаялся и обратился к Православию. Оба агиографа упоминают воинские подвиги, совершенные святым во время битвы с болгарами при Маркеллах (20 июля 792): по версии мон. Петра, он спас от вражеского аркана имп. Константина VI (об историчности эпизода см.: Sullivan. 1994; а также: Lilie R.-J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-802). Fr./M.; N. Y., 1996. S. 310), а по версии мон. Саввы - неизвестного вельможу (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 5; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 6). После битвы, несмотря на обещание императора отблагодарить его за подвиг, И. В. оставил военную службу и принял решение посвятить жизнь Богородице, удалившись в мон-рь на Олимпе Вифинском. Совершив паломничество в К-поль и испросив благословение у родителей, И. В. пришел в Агаврский мон-рь, настоятель к-рого отправил его в мон-рь Антидион, где святой провел 2 года, изучая Свящ. Писание.
Последующие годы жизни святого (вплоть до возобновления иконоборчества в 815) описаны в источниках по-разному: согласно сообщениям мон. Петра, 794-815 гг. (за исключением краткого посещения фемы Фракисий в 807) И. В. по благословению игумена Агаврского мон-ря провел вместе с Евстратием и Феофилактом на Агаврской горе, называемой также Трихаликс (см.: Janin. Églises et monastères. P. 188-189). Согласно мон. Савве, И. В. совершил в эти годы множество путешествий (в т. ч. весьма продолжительных, напр. 7 лет провел в Киликии (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 7)), а летом 807 г. принял монашеский постриг в мон-ре Эристе (см.: Janin. Églises et monastères. P. 148-149; Mango. 1984. P. 403. N 26). К этому периоду относятся и первые предсказания И. В. о судьбах императоров. Так, в 811 г., находясь в мон-ре, он чудесным образом узнал о гибели имп. Никифора I и предрек его сыну и преемнику имп. Ставракию скорую кончину; в 815 г. открыл Вриеннию, сыну Вардана Турка, что его родственник вскоре станет императором. Когда предсказание святого сбылось и на престол взошел Лев V, Вриенний неоднократно пытался узнать у И. В., долго ли продлится это правление, однако тот лишь обличал ересь, к-рая возобновится при имп. Льве.
После возврата к иконоборчеству и низложения патриарха Никифора И. В. покинул Вифинию (по сообщению мон. Петра, за его поимку была назначена награда) и укрылся на горе Алсос в Лидии, где основал храмы во имя вмч. Евстафия Плакиды, Богородицы и апостолов Петра и Павла (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 19-23; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 18-20). И. В. вернулся на Олимп Вифинский незадолго до убийства Льва V, к-рое он также предвидел.
Между нояб. 823 и мартом 824 г. в храме прор. Илии в метохе Агаврского мон-ря, у подножия горы Трихаликс, состоялась встреча правосл. иерархов, в числе к-рых были митр. Халкидонский Иоанн, митр. Никейский Петр, бывш. эконом Великой ц. Иосиф (к-рому И. В. предсказал скорую кончину), прп. Феодор Студит и мн. др. (всего более 100 чел.). По версии мон. Петра, их беседа с И. В. была посвящена вопросу о высшей добродетели (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 36). Согласно гипотезе Т. Прача, приверженцы иконопочитания собрались, чтобы обозначить новую линию поведения в условиях более мягкой (по сравнению с политикой времен имп. Льва V) иконоборческой политики имп. Михаила II. Однако из-за разногласий И. В. с прп. Феодором Студитом, к-рые, во-первых, оба претендовали на ведущую роль в оппозиции, а во-вторых, имели противоположные взгляды на принципы организации монашеской жизни (Pratsch. 1998. S. 281-288), этого сделать не удалось.
Сочинения прп. Феодора Студита подтверждают предположение о том, что приблизительно в это время между ним и И. В. произошел серьезный конфликт: если в письме № 461 от 823 г. прп. Феодор превозносит добродетели И. В., то в письме № 490 от 825 г. речь идет о неких разногласиях с И. В., а в «Малом Оглашении» прп. Феодор упрекает И. В. и «подобных ему» в том, что они не подвергаются иконоборческим преследованиям (Theod. Stud. Сatech. parv. P. 141).
И. В. совершал множество чудес, среди к-рых наиболее примечательны исцеления (бесноватой, утратившей человеческий облик, скитавшейся в пустыне и поедавшей собственную плоть (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 27); расслабленной (Cap. 34); Евстратия, страдавшего носовым кровотечением (Cap. 54)). И. В. перемещался по воздуху (Cap. 25), ходил по воде (Cap. 42) и укрощал диких зверей (Cap. 51). По его молитве в безводной пустыне открылся целебный источник (Cap. 45), спаслись схваченные арабами пленники (Cap. 62), а крест, упавший в пропасть, сам вернулся (Cap. 32). Среди чудес И. В. агиографы особенно выделяют победы над чудовищами: драконами (длина одного из них достигала 60 локтей (Cap. 29, 37, 40, 46)), ехиднами (Cap. 40, 41), аспидом (Cap. 47), бесами (Cap. 21, 28, 53), а также над колдунами (Cap. 20). Однажды зимой в дикой горной местности И. В. набрел на пещеру, в которой теплилось 2 огонька. Обрадовавшись возможности погреться у костра, преподобный принялся дуть на огонь, чтобы разжечь костер посильнее, но оказалось, что это был не огонь, а в темноте светились глаза огромного змия. И. В. усмирил его и разделил с ним пещеру до конца холодов (Cap. 48). Помимо упомянутых выше пророчеств о кончине императоров И. В. предсказал кончину митр. Никейского Ингера (Cap. 38), игумена Агаврского монастыря (Cap. 59), мон. Фомы (Cap. 65), Евфимия, брата игум. Даниила (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 31).
В период гонений при имп.-иконоборце Феофиле И. В. твердо придерживался иконопочитания и дерзко возражал высокопоставленным имп. посланникам, пришедшим обратить его в свою веру (Cap. 45). В версии мон. Петра в уста И. В. в качестве иконопочитательского исповедания веры вложены слова, принадлежащие др. защитнику Православия, патриарху Никифору (PG. 100. Col. 581-589). Мон. Петр использовал для своей версии и др. произведения антииконоборческой направленности, в частности Житие Никиты Мидикийского, эпилог к-рого был почти полностью заимствован мон. Петром.
Позже И. В. предсказал восстановление иконопочитания и избрание патриархом свт. Мефодия (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 46). В Житии Михаила Синкелла содержится подробный рассказ о посольстве от имп. Феодоры, к-рое должно было испросить совет у И. В. относительно кандидатуры нового патриарха. И. В., обнаруженный ими в лавре прор. Илии, затворился в пещерной келлии и молился 6 дней, после чего вынес посох, повелев вручить его Мефодию, к-рый и должен стать новым патриархом (The Life of Michael the Synkellos / Text, transl. and comment.: M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102-103).
По сообщению мон. Петра, после Торжества Православия (843) в конфликте Мефодия со студитами И. В. принял сторону патриарха. Преподобный послал патриарху письмо, в котором призывал к стойкости и долготерпению, и пригласил посетить его на Олимпе (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69). Письмо И. В. как отдельный документ (ркп. БАН. Собр. Белокриницкой митрополии 2. Л. 294 об.) в нач. XII в. было включено в трактат Никиты Ираклийского «О ересиархах»; см.: Darrouzès J. Documents inédits d'ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 296-298). Вероятно, Мефодий принял это предложение и в 843-845 гг. состоялась встреча, во время к-рой И. В. высказал свои соображения о низложении иконоборческих священников (Афиногенов. Патриаршество св. Мефодия I. 1997. С. 135). Ок. 844 г. И. В. спустился в мон-рь Антидион. Скончался вскоре после встречи с патриархом Мефодием 1 нояб. 846 г., во время к-рой он предсказал скорую смерть предстоятеля. Из Жития Игнатия, составленного Никитой Давидом Пафлагоном, известно, что И. В. также предрек и избрание патриархом свт. Игнатия (PG. 105. Col. 501). В час кончины святого оказавшаяся на горе Алсос братия видела, как над горой поднялся к небу огненный столп; у гроба И. В. в монастыре Антидион произошло множество чудес.
В синаксарных заметках указывается, что память И. В. совершалась в к-польском монастыре Каллистрата (SynCP. P. 193, 8-9; Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). Славянская версия Жития И. В. представляет собой перевод метафрастовской редакции (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 101-139; Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 284).
Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88) 3 нояб. без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 292) И. В. упоминается 3 нояб., служба подробно не описана; в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 161, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 27; Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286, 290-295) последование И. В. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) память И. В. отмечается 4 нояб.; последование И. В. включает: общий отпустительный тропарь преподобному 4-го гласа ᾿Εν σοί, πάτερ, ἀκριβῶς διησώθη̇ ( ), канон, цикл стихир-подобнов (также стихира-подобен поется на хвалитех вместе со стихирами Октоиха), 2 самогласна, седален, светилен; кондак И. В. не указан, хотя говорится, что если он есть, то поется по 6-й песни канона вместо седальна; на литургии назначаются прокимен Пс 149. 5 со стихом, Апостол 1 Тим 1. 12-17, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие дня и И. В. (без уточнения), причастен Пс 111. 6b.
В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 48-49) под 4 нояб. помещен подробный устав службы И. В.: вечерня совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6 (цикл из 3 стихир повторяется дважды), славник - самогласен И. В., на стиховне - стихиры И. В., указан отпустительный тропарь И. В. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τὸν Βαπτιστὴν μιμησάμενος ὅσιε̇ (Крестителю подражая, преподобне...); на утрене поются 3 антифона (Пс 91, 96, 111), седален И. В., исполняются 2 канона: Октоиха и И. В., на хвалитех - стихиры И. В.; на литургии на блаженнах - 6-я песнь канона И. В., тропарь и кондак И. В., прокимен Пс 115. 6 со стихом, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12, причастен Пс 111. 6b.
В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) И. В. упоминается под 3 нояб., служба подробно не описана.
В одной из ранних редакций Иерусалимского устава, сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1096, XII в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), память И. В. отмечается 4 нояб. без богослужебного последования. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. последование И. В. поется вместе со службой Октоиха и с последованием священномучеников Никандра и Ермея; указаны посвященные И. В. песнопения: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ροαῖς̇ ( ), кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Αστὴρ ἐφανὴς παμφαὴς̇ ( ), канон, цикл стихир-подобнов, 2 самогласна; на литургии поется служба преподобному. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 нояб. последование И. В. соединяется со службой Октоиха; на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6, на утрене канон И. В.- на 6, отпустительный тропарь и кондак И. В. те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, И. В. также назначаются седален, светилен, 2 стихиры-самогласна; на литургии чтения те же, что и в Мессинском Типиконе.
В исправленном издании московского Типикона 1682 г., к к-рому восходят совр. рус. богослужебные книги, 4 нояб. служба И. В. соединяется с последованием священномучеников Никандра и Ермея (к-рое в предыдущих изданиях пелось на повечерии) и со службой Октоиха; набор песнопений И. В. тот же, что и в издании 1610 г.
Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ροαῖς̇ ( ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Αστὴρ ἐφανὴς παμφαὴς̇ ( ) с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Τοῦ Προδρόμου σε τὸν μιμητὴν αἰνέσω. ᾿Ιωσήφ (Предтечева тя подражателя хвалю. Иосиф) 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: Τῴ φέγγει τῆς χάριτος καταυγαζόμενος ( ); такие песнопения, как цикл стихир-подобнов, стихиры-самогласны, седален, светилен, в греч. и рус. Минеях не совпадают. В греч. Минее, изданной в 1888 г. в Риме, содержится иной кондак И. В. 4-го гласа - ᾿Εν τῇ μνήμῃ σήμερον τῇ ἱερᾷ σου̇ (В памяти днесь священной твоей...).
По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Георгием, с акростихом ᾿Ιωαννίκιον γεραίρω θείοις λόγοις̇ Γεωργίου (Иоанникия почитаю божественными словами. Георгия) 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: ᾿Ιλύος τῆς ἀθυμίας, Κύριε (Тины уныния, Господи); канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ ( ), нач.: ᾿Αχλὺς με κα ζόφος ἀνομιῶν (Мрак меня и тьма беззаконий); канон, составленный патриархом Мефодием, с акростихом ᾿Ιωαννικίῳ πατρ χριστοφόρῳ πατριάρχης ὁ Μεθόδιος (Иоанникию, отцу христоносному, патриарх Мефодий) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τὸν ᾿Ισραὴλ έκ δουλείας̇ ( ), нач.: ῾Ιεροφώνοις χορείαις θεοφόρον ὅσιον (Священнозвучными ликами богоносного преподобного) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 111-145); канон спорного авторства (Иоанна Монаха или Космы Маюмского) без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τῷ τὴν ἄβατον κυμαινομένην θάλασσαν̇ ( ), нач.: Τὸν λαμπρότατον ὄντως κα καθαρώτατον (Светлейшего поистине и чистейшего) (Ταμεῖον. Σ. 77); кондак 2-го гласа ῾Αγνείᾳ ψυχῆς λαμπρύνας νῦν̇ (Чистотой души воссияв ныне...) c икосом (AHG. T. 3. P. 117), кондак 2-го гласа Τὸν τοῦ Προδρόμου συνώνυμον θεοφόρον̇ ( ) с икосом (Ibid. P. 128-129; см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 239), кондак с икосом, кондак 2-го гласа (- ) (- ) (- ) (Там же); цикл стихир-подобнов, седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286).
Изображений И. В. известно немного, что объясняется сложностью идентификации образа святого из-за отсутствия сохранившихся пояснительных надписей. И. В. изображается в монашеских одеждах, седовласым старцем с заостренной (иногда разделенной на пряди) короткой (или средней длины) бородой. В руках он может держать крест или свиток. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1700-1733) И. В. представлен как «старец с длинною бородою и с длинными волосами, в одном хитоне, босой. Руки и ноги его обнажены. Он держит крест, на хартии надпись: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Ерминия ДФ. С. 172).
Одно из первых изображений И. В. находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 158, 1-я четв. XI в.) под 3 нояб., где преподобный показан рядом с горой, жен. фигура неподалеку - персонификация горы Олимп. В зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.), он представлен в медальоне над входом в сев.-зап. капеллу, рядом с прп. Сисоем Великим: с крестом в правой руке, левая рука - перед грудью; небольшая, чуть заостренная борода разделена на 3 завитка. Изображение в рост представлено на миниатюре в Лондонской (т. н. Феодоровской) Псалтири (Lond. Add. 19.352. Fol. 179v, 1066 г.) и на одной из минейных икон гексаптиха из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.). Образ И. В. присутствует в росписях: парекклисиона Пресв. Богородицы мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (ок. 1200); ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228), со свитком в руке; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318). В ц. вмч. Димитрия Солунского в Пече, Косово (ок. 1345), И. В. изображен дважды: коленопреклоненным перед образом Богоматери, молящимся за своего соименника во Христе архиеп. Иоанникия, по инициативе которого церковь была украшена фресками; рядом с портретами серб. кор. Стефана Душана, его сына Уроша и свт. Саввы Сербского.
В поствизант. искусстве иконография И. В. не претерпела существенных изменений: он изображен в рост, со свитком в руке в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0. I. 58. Л. 92, XV в.); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512); в капелле св. Архангелов кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (1634).
В древнерус. искусстве изображение И. В. сохранилось: в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в приделе святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.); на фресках галереи ц. Воскресения Господня в Ростове (70-80-е гг. XVII в.) - рядом с преподобными Евфимием и Иларионом; в алтаре ц. ап. Иоанна Богослова (1683) Архиерейского дома в Ростове - рядом с прп. Сисоем Великим; а также среди избранных святых на нек-рых заказных иконах.